Переплыть Босфор: о тренере

Дневник подготовки к заплыву через Босфор. Начало здесь и здесь.

Это случилось на моем третьем контрольном километровом заплыве в босфорской группе школы I Love Swimming. У меня была задача выплыть километр из 25 минут, но я в себя совсем не верила. Проплыла 200 метров и поняла, что больше не могу. Меня тошнило, голова раскалывалась, руки отваливались. Я повисла на бортике, решив, что больше плыть не буду. Хотелось срочно вылезти из этой холодной воды и разрыдаться. Так я встретила стену “Не могу”. Мой тренер Владимир Евгеньевич подбежал сразу, как только увидел. “Что случилось?” “Я не хочу больше плыть!” “Не валяй дурака, плыви давай!” “Да зачем? Я тут уже две минуты потеряла. Смысла нет”. “А я тебе скажу, зачем плыть, – сказал мне тренер. – Чтобы преодолеть себя”. И я поплыла. Было уже неважно, какое время я показала на этом заплыве. Задача поменялась: километр нужно было просто проплыть. Несмотря ни на что. Тренер нашел правильные слова.

Я присоединилась к группе по подготовке к Босфору школы I Love Swimming через месяц после ее старта. Когда координатор школы Саша Шаров предложил мне на выбор двух тренеров, я без сомнений выбрала Владимира Евгеньевича Смирнова. Я слышала о нем страшные рассказы и знала, что он человек суровый. И что просто так к нему в группу не попасть. “Ты уверена? – Спросил у меня Саша. – Ты можешь не подойти по уровню”. Конечно, я была уверена. С таким сочетанием целей, уровня подготовки и желания похалявить, как у меня, нужен только такой тренер. Тренер, который выведет из зоны комфорта. Который найдет правильный подход. И который вовремя скажет мотивирующее “Плыви!” На первой же тренировке Владимир Евгеньевич, узнав, что в детстве я не плавала в бассейне, задал прекрасный вопрос: “Ты что, сирота?” “С чего вы взяли?” – удивилась я. “Ну раз тебя никто в бассейн не отдал в детстве, значит, родителей не было”. На самом деле, в городе, где я росла, просто не было бассейна. Зато была речка, где я успешно училась держаться на воде. “Эх, попала бы ты ко мне лет 20 назад, я бы из тебя отличного пловца сделал. Слез бы правда было!” Хорошего пловца мы с Владимиром Евгеньевичем из меня уже не сделаем, но неплохой пловец-любитель, я думаю, у нас получится. Потому что мой тренер – человек, который сочетает в себе профессионализм, опыт и личное обаяние, способные заставить плыть даже самый безнадежный топор.

Владимир Смирнов тренер

Владимир Евгеньевич знаменит. Заслуженный тренер России, он много лет тренировал нашу сборную по плаванию, а на Олимпийских играх в Атланте был главным тренером сборной. Более чем за 30 лет работы он “отмучил” огромное количество крутых пловцов, среди которых есть масса олимпийских чемпионов. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Выйдя на пенсию, он решил перенаправить свое тренерское внимание на обычных людей, занимающихся плаванием для себя, своего удовольствия и самосовершенствования – на таких, как я.

Владимир Смирнов I Love Swimming

Владимир Евгеньевич суров. На первых тренировках я его немного боялась. Он строгий, требовательный и иногда даже грубый. “Убью!” – кричит он мне, когда я ленюсь и не ускоряюсь. “Не надо меня убивать. Я в Босфоре утону!” “Я тебе утону! Плыви давай!” А проплыть тренер нам предлагает по 4 километра за полтора часа. План тренировки, написанный от руки и положенный в файлик – всегда сюрприз. Выглядит он примерно так. план тренировок Смирнов

Поначалу я ничего из этого не понимала. Теперь можно без лишних вопросов потянуться за листочком, посмотреть и оттолкнуться от бортика с пониманием: “Ага, сейчас, значит, гребем кролем с задержкой дыхания”. Все тренировки – разные. Бывает, мы почти все 4 тысячи гребем в лопатках. Или делаем упражнения. Или плывем полтинники или сотни на скорость. Иногда, правда, тренер предлагает отклониться от плана. Когда видит, что атлет делает что-то ну совсем неправильно. Помню, я как-то половину тренировки гоняла в ластах на скорость. Или гребла согнутыми в локтях руками. А один мой коллега по бассейну плавал с завязанными ногами. Для улучшения техники. Тренер успевает уследить сразу за всеми пловцами, заметить все ошибки, засечь скорость и отчитать за неправильную технику. Кстати, я еще ни разу не выполняла план тренировки полностью. Верю, что мне это еще предстоит.

Владимир Евгеньевич добр. Истории про крики, завязанные ноги и тошноту после тренировки в стиле “упороться”, конечно, интересны. Но куда приятнее чуткость и душевная теплота тренера. Он блестяще чувствует состояние пловца. “Ты чего такая грустная? Не выспалась?” – спрашивает он, когда я прихожу на тренировку полуживая. И уже не гоняет от бортика к бортику, не засекает время, а дает возможность спокойно отплавать тренировку. Когда я пришла в бассейн после двухнедельного больничного, Владимир Евгеньевич вообще не показал мне план тренировки. Он отправил меня на соседнюю дорожку и давал легкие задания, чтобы ко мне вернулось чувство воды. Обмануть тренера, кстати, нельзя. Он видит, когда атлет филонит, и не дает расслабиться.

Владимир Смирнов

Владимир Евгеньевич харизматичен. “А ты что думала, в сказку попала? Работать надо!” – тренер показывает секундомер и смотрит строго. А потом строгость сменяется теплой-теплой улыбкой: “Ну ладно, уже лучше. Но ты можешь еще лучше. Плыви давай. 20 секунд отдыха уже прошло”. Бывает, за эти 20 секунд отдыха тренер успевает рассказать историю из жизни, дать дельный совет или просто пошутить. Плывется после этого намного легче. А еще он может вытащить пловца на бортик для отработки гребка. Или для растяжки. Он приходит на все контрольные заплывы и изящно поддерживает нас с бортика. Как правило, я не вижу его жестов. Но я чувствую его поддержку.

Владимир Смирнов

Я встречаюсь со своим тренером 4 раза в неделю уже четвертый месяц. И я точно знаю, что после Босфора хочу продолжать эти встречи, чтобы научиться нормально плавать.

5 thoughts on “Переплыть Босфор: о тренере

  1. Супер!! Аня просто умница!! И тренер невероятный!! Я тоже готовлюсь к Босфору и верю, что у нас у всех все получится!!!💪

Leave a Reply

