Переплыть Босфор: первое поражение

Продолжение дневника подготовки к заплыву через Босфор. Предыдущие записи здесь, здесь и здесь.

29 мая я принимала участие в соревнованиях “Кубок чемпионов” на открытой воде. Я попыталась проплыть 3 километра на Гребном канале, но не смогла. Я думала, писать об этом или нет. Но так как я решила в этом дневнике делиться всеми этапами подготовки, я написала этот текст. Уверена, что он поможет таким же самонадеянным начинающим пловцам, как я, избежать ошибок.

Photo 29.05.16, 8 12 46

Я сижу на берегу Гребного канала и смотрю на проплывающих мимо меня людей в гидрокостюмах и красных резиновых шапочках. “Шлеп-шлеп-шлеп”, – пловцы ритмично поднимают руки из воды и опускают их обратно, поворачивают головы, смотрят вперед – и опять вниз. Пять минут назад я плыла рядом с ними. Ну как плыла. Барахталась, пыталась выровнять дыхание и справиться с голосом, который обычно включается на важных заплывах: “Зачем тебе это? Грязная вода, мучения, усталость. Ты же не сможешь!” Голос победил, и теперь я сижу на берегу и чувствую, как припекающее солнце сушит мои слезы, перемешанные на лице с вонючей водой канала.

13335838_1784847455083246_7655341218968812124_n
Фото: Мария Шальнева

Утро воскресенья выдалось отличным. Я легко проснулась, спокойно уложила в сумку гидрик и даже успела позавтракать перед приездом такси. Все, как перед обычной тренировкой: по пути в Крылатское я еще спала и не соображала, что вообще происходит. Я ехала на 3-километровый заплыв Кубка чемпионов на открытой воде Гребного канала. Это мой первый официальный плавательный старт и первая открытая вода. Конечно, я волновалась. И конечно, я боролась с собой. Накануне я даже попыталась заболеть, чтобы не плыть. Но в итоге не заболела и пришла к старту.

Спортивные соревнования – это всегда праздник. Получение стартового пакета, переодевание (натягивание гидрокостюмов и созерцание спортсменов в гидриках – особое для меня удовольствие), встреча со спортивными товарищами. Друзья, с которыми я готовлюсь к заплыву через Босфор, постепенно собирались под флагом I Love Swimming. Вот сонный Дима со словами: “Спать хочется. Скорей бы уже плюхнуться в воду и догрести”. Вот Саша: “Успокойся, а то сейчас и я не поплыву”. Вот степенный Леша: “Вода теплая, погода хорошая. Должны доплыть нормально”. А вот и девочки подошли: Аня, Настя, Лида… Нас, плывущих 3 километра, относительно немного. Дистанция называется “Ультра”, а это значит, что она довольно длинная. Мы смотрим на канал и прокладываем в головах маршрут: вот старт, огибаем дальние буи, возвращаемся к ближним, разворот, опять до дальних – и финишная прямая. С берега все кажется относительно просто. Да и три километра – расстояние, которое каждый из нас легко проплывает за тренировку. А тут еще ускоряющие гидрокостюмы. Нормально, доплывем. Но в груди у меня все равно сидит страх. Потому что это – не бассейн. Это открытая вода, и здесь все иначе.

Чего я боюсь? Холодной воды. Растительности на дне канала. Массового старта. Захлебнуться. А больше всего я боюсь отсутствия видимости. Вода в канале очень грязная, мутная и неприятно пахнет. Как человек, который плавал кролем с опущенным вниз лицом только в бассейне, я привыкла видеть дно и коллег по бассейну. Здесь я не только не увижу дно, я даже не увижу, куда уходят мои руки во время гребка. Это как плыть с закрытыми глазами. В прошлый раз, когда я пробовала открытую воду, у меня началась паника. Но тогда было еще холоднее, на мне был не подходящий мне гидрокостюм, который меня душил, и это был самый первый раз. Тогда я провела в воде пять минут. Сегодня мне предстояло бороться с паникой три километра, то есть, по моим подсчетам, часа полтора. 

13315470_1784847755083216_6869235873388184941_n
Фото: Мария Шальнева

Друзья собираются вокруг тренера Андрея Волкова. Андрей – чемпион, Ironman и человек, который знает об открытой воде очень много. Мы слушаем инструктаж: “Надевайте свою шапочку, на нее очки, а сверху – спонсорскую шапочку. Ориентируйтесь по буям и по берегу. Все. Пошли в камеру хранения вещи сдадим”. Наверно, примерно так чувствуют себя новобранцы перед первым боем. Слова командира застревают в ушах и с трудом понимаются, в груди клокочет смесь страха, восторга и готовности к подвигам, но при этом все происходит как будто в тумане. Новобранцы слушают инструктаж, с криком “ура!” идут в бой… И сразу погибают. Или вдруг сдаются. Как я.

Я иду пробовать воду, чтобы снять хотя бы первый приступ паники и немного успокоиться, по пути встречаю уже мокрого Лешу: “Вода грязная, ничего не видно”. И сразу слышу стартовый гудок. Не успела. Придется пробовать воду после старта. В голове мысль: “Главное – вытерпеть первые двести метров. Потом пойдет”. Это уже потом я узнала у старших товарищей, что на открытой воде эти двести метров превращаются в тысячу. А я эту тысячу не вытерпела. Я захожу в прохладную воду – плюх – и плыву. Гидрокостюм держит хорошо, руки двигаются свободно, боевой настрой еще есть… Но тут я опускаю лицо в воду и не вижу своих рук. Вот она, паника. Пульс учащается, дыхание сбивается, я перехожу на брасс. Глотаю воду, перехожу на сочинский брасс. “Нет, это не дело. Давай кролем, только голову чаще поднимай”, – звучит в голове голос тренера. Перехожу на кроль и метров 200 им плыву. Да еще и шапочка эта резиновая постоянно сползает. Останавливаюсь, поправляю, плыву дальше. С берега в меня целятся фотографы. О, вот повод отвлечься от плохих мыслей. Плыву красиво, тяну локоть, чтобы получились хорошие кадры. Но паника не проходит. Дышать все труднее, сердце бьется все чаще, и начинается головокружение. “Ты не сможешь, слабачка”, – выкрикивает один из внутренних голосов, и я понимаю, что, действительно, не смогу плыть так все три километра. Плыть иначе, хорошо, я тоже не смогу: тренировок и опыта на открытой воде у меня не было, и здесь совсем другие ощущения.

13256181_10206241929594457_8202821301084240108_n
Фото: Надежда Грибова

Тихонько подплываю к берегу, сажусь на траву, снимаю шапочку и очки. Все. Сошла. Смотрю на часы: 700 метров. Болельшики на берегу смотрят сочувственно, подошедшая девочка-волонтер интересуется, нужно ли позвать кого-нибудь. “Позовите моего психотерапевта”, – думаю я. И отвечаю, что нет, не надо никого звать, все нормально. Стягиваю верхнюю часть гидрика и чувствую, как заботливые руки волонтера набрасывают мне на плечи шуршащую согревающую фольгу.

Я сижу на берегу Гребного канала и смотрю на проплывающих мимо меня людей. Вот они пошли на второй круг, вот уже гребут к финишу. По мне ползают муравьи, голова еще кружится, фольга весело шуршит, солнце припекает, проходящие болельщики смотрят сочувственно, а я не могу встать с места и пойти к той части команды, которая плывет милю после нас. Теперь я боюсь, что надо мной будут смеяться. Меня не примут. На меня будут смотреть свысока. Потому что я слабая и не смогла. И зачем я сдуру зарегистривалась на эту трешку? И чего я полезла в этот Гребной канал? Какой мне теперь Босфор, раз я даже километр на открытой воде нормально проплыть не могу? И что я скажу тренеру? А еще я завидую своей команде. Они все смогли преодолеть себя, свой страх, своих головных тараканов. А я нет.

Но через полчаса я понимаю, что не стала изгоем. Команда поддерживает, слушает, обнимает и помогает вытирать слезы. Команда понимает. Каждый знает это чувство страха. Но каждый по-разному с ним справляется. И если я сегодня с ним не справилась, то я просто приобрела важный опыт и сделала выводы. И эти выводы могут помочь тем, кто только собирается начать плавать и участвовать в соревнованиях.

13319918_1784847745083217_186996529279774825_n
Фото: Мария Шальнева

Во-первых, перед заплывами на открытой воде надо тренироваться на открытой воде. Тренировки в бассейне важны, полезны и необходимы. Но чтобы плыть в водоеме, к нему нужно привыкнуть. Теперь в программу тренировок я включаю открытую воду. Это поможет исключить панику в дальнейшем.

Во-вторых, подготовка к заплывам – не только спортивная. Нужно быть подготовленным психологически. Договориться со всеми своими субличностями и построить всех своих тараканов в голове. А мои тараканы, по словам тренера, мадагаскарские. С ними вообще тяжело.

В-третьих, нельзя рвать и сразу замахиваться на высокие результаты. Старты лучше планировать постепенно. В моем случае надо было плыть не три километра, а милю. Ее бы я проплыла.

И, наконец, сойти с дистанции – не значит умереть или быть отвергнутым. Это тяжело, да. Это стыдно. Это дает возможность почувствовать себя ничтожеством. Но это тоже поступок. И очень хорошо, что со мной все произошло за два месяца до главного старта лета.

13346968_10206241237097145_347220573870714617_n
Фото: Надежда Грибова

 

Вечером я сидела в своем любимом Музеоне, опустив босые ноги в траву. Рядом со мной сидел мой спортивный друг Илья и помогал мне успокоиться. Илья – пловец-разрядник. Он “жил” в бассейне 11 лет. Он знает, что такое плавание. “Ты знаешь, я как-то пошел на реку, отплыл от берега и почти сразу вернулся. Испугался, что утону”. Даже большие и опытные боятся. Что уж говорить о таких, как я, новичках.

Мне предстоит еще много стартов. Много борьбы с собой. И много побед. Над собой.

8 thoughts on “Переплыть Босфор: первое поражение

  1. Странно, что никто из ILS не посоветовал заранее попробовать открытую воду. Тем более, что в субботу открытые тренировки в соседнем пруду проходили весь день.
    И я не согласен, что надо было плыть милю. За 2 месяца до Босфора надо уверенно плыть 3 км, причём без неопрена. Если не получилось, значит, надо предпринимать решительные меры, чтобы не было более неприятных сюрпризов.
    Смирнов – прикольный дядька, но, по моему мнению, интенсивности на его занятиях не хватает (по крайней мере на L3), это может стоить в случае наличия волн и течений.
    Пардон, что влез со своим мнением, случайно наткнулся на блог, не удержался 🙂 А вообще – успехов!

    1. Любое мнение важно. Особенно если это мнение опытного спортсмена-любителя.
      ILS устроили тренировку на открытой воде накануне. Просто я на нее не смогла пойти.
      О мерах в тексте написано. Интенсивности на тренировках Смирнова более чем достаточно. Сегодня на тренировке проплыла 3300 и все равно выполнила не всю программу.

  2. на Босфоре будет проще с прозрачностью и чистотой.
    но сложнее с течением и ориентированием.
    не сдавайтесь. всё получится.

Leave a Reply

