Переплыть Босфор – реально: часть 2

Продолжение отчета о заплыве через Босфор. Первая часть – здесь.

В сердце тоска. Ждет бой впереди.

Ради него был старт.

Выброси все из головы,

Сожми волю в кулак.

Правой рукой небо возьми,

Левой обними шар земной.

Ты уже здесь. Не подведи.

Спеши за победой, герой.

Photo 02.08.16, 11 30 06

Конец июля. Я завтракаю в своей жаркой московской квартире и пытаюсь понять, как я здесь оказалась. На полу разбросаны вещи: посадочные, паспорта, купальник, полотенца, футболка с надписью Samsung Bogazici… Кажется, вчера я гуляла по улице Истикляль. А позавчера был лучший день моего лета – день, когда я нырнула в прохладную воду Босфора и получала в ней удовольствие чуть больше полутора часов. Я закрываю глаза и вижу проходящий через толщу пролива свет, вспоминаю вкус и температуру этой воды. И я все еще не осознаю, что со мной произошло в эти выходные. В эти выходные я переплыла Босфор.

Накануне

Моя гостиница – в стамбульском районе Ортакой в пяти минутах от старта. В окне я вижу Босфор и мост – он послезавтра на заплыве будет моим предпоследним ориентиром. Пролив, над которым летают горланящие чайки, светится чистотой, и я хочу нырнуть в него прямо в одежде. Но не делаю этого: сейчас надо настроиться, успокоиться, получить стартовый пакет и приготовиться к заплыву. Хотя, какой там успокоиться. День перед стартом – самый волнительный. 

Стартовый городок заплыва через Босфор – в парке Cemil Topuzlu. С утра он заполнен счастливыми предвкушающими пловцами, которые разглядывают свои стартовые пакеты: сумку с шапочкой, чипом хронометража, бейджем, футболкой и кучей сладостей. Получить стартовый пакет на месте легко: достаточно показать волонтерам свой паспорт – и через минуту сумка уже в руках. Конечно, предварительно мы отправили пакет документов в Олимпийский комитет Турции, поэтому сейчас все быстро и четко. Стартовые сумки выдают в пятницу, субботу и еще пару часов в воскресенье перед самим заплывом. Получаю свою сумку, достаю шапочку, смотрю на номер 1920 и не верю своему счастью. Завтра я надену эту шапку с номером, прыгну с парома в прохладную воду Босфора, чтобы прогрести шесть с половиной километров кролем. То, к чему я готовилась полгода и чего хотела год, на самом деле происходит со мной. Хочется прыгать от радости, смеяться, плакать и обниматься со всеми подряд. И я все это делаю. А еще придерживаюсь расписания нашей группы.

Программа команды I Love Swimming в Стамбуле в предстартовый день проста: встречаемся, получаем стартовые пакеты, катаемся на кораблике по маршруту для просмотра ориентиров, пробуем воду, обедаем и расходимся настраиваться на заплыв. Наша команда в стартовом городке, кажется, самая организованная и веселая. Толпой надеваем шапки, фотографируемся, веселимся как можем. И поддерживаем друг друга постоянно. Получить стартовый пакет для друга? Да пожалуйста! Помочь дозвониться до Олимпийского комитета Турции? Легко! Подержать за руку и вытереть слезы? Без вопросов. Вообще, команда, собравшаяся в Стамбуле – моя отдельная радость и большое счастье. И я точно уверена, что на массовые спортивные мероприятия лучше ездить с командой. Единомышленники помогут настроиться и отпустить эмоции. Они поделятся перед стартом солнцезащитным кремом, а после финиша – баночкой колы. Поддержка и участие – важные составляющие любительского спорта. Ну да я об этом уже писала. Сейчас – о Босфоре.

Трансконтинентальный заплыв через Босфор организован Олимпийским комитетом Турции. Организация, конечно, медленная и турецкая, но так как заплыв проводится уже больше 20 лет, все процессы отлажены. Перед воскресным заплывом в пятницу и субботу для участников соревнования проводится водная экскурсия по маршруту. Мы, конечно, ее посетили. Нас посадили на кораблик и повезли к месту старта у азиатского берега Стамбула. “Ребята! Так шесть с половиной километров – это дохрена!” – выдохнула я, когда посмотрела в сторону финиша и в очередной раз задала себе вопрос: “Зачем ты это делаешь?” Ответ пришел быстро, я успокоилась и начала слушать рассказ о маршруте. Экскурсия для пловцов – на трех языках: турецком, русском и английском. В этом году русскоязычному рассказчику помогал директор I Love Running Group и предводитель нашей тусовки Макс Журило, переплывший Босфор уже три раза. 

Как двигаться по маршруту? Все просто. Ныряем с понтона в воду и гребем к центру пролива – туда, где течение самое сильное. И уже по течению плывем сначала к центру первого моста, потом в сторону флага на мысе. Как только видим второй мост, гребем к его центру. А поравнявшись с островом Галатасарай, поворачиваем к финишу. Мы впитываем каждое слово и спорим по поводу ориентиров. “А как определить центр моста?” “Какой флаг? Их тут много!” “А 150 метров от острова – это сколько?” “Да вот же башенка, смотри!” А параллельно Андрей Волков, тренер ILS в составе нашей группы, рассказывает своим ученикам другую стратегию движения в проливе. Слушаю все сразу и вконец путаюсь. Во время заплыва эта путаница в голове даст свои плоды, но сейчас не об этом.

f1g55bbh

Вообще, в Босфоре можно придерживаться двух стратегий. Первая – агрессивная – состоит в том, чтобы как можно дольше находиться в течении и повернуть к финишу в последний момент. Здесь есть риск проплыть мимо финиша. Конечно в этом случае рискующих не унесет в море: сразу после финишной линии стоят катера спасателей, которые отлавливают тех, кто увлекся игрой с течением. Счастливчики получают отметку DNF (do not finished), и это, я вам скажу, очень обидно. Вторая стратегия – для тех, кто не уверен в своих силах и скорости. Об этой стратегии и говорят на экскурсии. По ней начать поворачивать к финишу нужно где-то за километр до него – у острова Галатасарай. Конечно, это снижает скорость: чем ближе к берегу, тем течение слабее. А еще важно не увлечься и не подплыть к берегу слишком близко – там течение уже обратное. Грести в противотоке – вообще не сахар.

Я не изучала карту течений Босфора и не думала о стратегии передвижений в нем заранее. А еще я “slow котик”. Поэтому я выбрала для себя вторую стратегию. Да, придется чуть дольше поработать перед финишем. Но главная цель – переплыть Босфор – будет достигнута.

Осталось только понять, такое ли сильное течение в этом году, каким его описывают. И после экскурсии мы “пробуем” воду.

“Вот это скорость!” – наверно, подобная мысль пронеслась почти во всех головах нашей группы, когда тренеры подвели нас к месту пробы воды, двухметровому бетонному возвышению набережной над проливом. Здесь местные жители прыгают в воду и через несколько секунд, сносимые течением, оказываются в 20-40 метрах (у меня очень плохо с глазомером, и в этом вы тоже убедитесь позже), где цепляются за символическую лесенку, поднимаются наверх – и по второму кругу. “Ух ты! Мы сейчас так же прыгать будем?” – спрашиваем у тренера. “Прыгать будем, но не так. Смотрите”, – говорит Андрей, ныряет вниз, гребет против течения… и стоит на месте. Прыгаю за тренером, интенсивно гребу, поглядывая на берег, и понимаю: меня сносит назад. Упражнение напоминает специальные тренажеры-бассейны типа беговой дорожки. И в целом веселит. Если не думать о том, что в этом проливе с кучей разнонаправленных течений разной скорости придется проплыть завтра шесть с половиной километров. Если завтра у финиша будет такой же противоток, лучше точно повернуть чуть заранее. Мы проходим еще несколько циклов: прыгнуть – прогрести – расслабиться – успеть зацепиться за лестницу – повторить. И, воодушевленные, уходим от Босфора, чтобы встретиться с ним завтра. Впереди традиционная углеводная загрузка и тянущиеся часы ожидания заплыва.

Photo 23.07.16, 18 08 42Надо выспаться, но вместо этого мы ищем солнцезащитный крем и вазелин (старшие товарищи сказали, что вазелин на заплыве обязателен), расставляем ориентиры на мысленной карте дистанции, десять раз собираем и пересматриваем вещи (я чуть не забыла чип хронометража!). Наконец, ложимся, но так и не можем нормально уснуть. Нервы.

Достижение

Я не помню утро старта. Оно было волнительным. Мы завтракали, бежали в парк, спешно сдавали часы (плыть в часах было запрещено, но кто-то успешно пронес их на корабль в трусах), грузились на корабль, который отвезет нас к месту старта и волновались. Но я хорошо помню все с того момента, как нас к старту подвезли. И я готова сесть на этот кораблик снова и снова. Потому что атмосфера там – непередаваемая. Не буду о ней рассказывать. Там надо быть.

Я прыгаю с понтона в прохладный Босфор, вижу проходящие через толщу воды солнечные лучи и понимаю: я дома. Свет пронизывает воду так, что мне кажется, лучи идут прямо со дна. “Так, сейчас должна быть паника минут 10. Главное – собраться,” – думаю я и не чувствую никакой паники: ни страха, ни тревоги, ни эмоциональной усталости. Мне просто хорошо. Я лежу на воде, рассматриваю редких медуз и проплывающих мимо спортсменов и медленно, красиво (мне хочется думать, что именно красиво) гребу сама. В середине пролива – фарватер, который я должна распознать по более низкой температуре воды, чем у берега. Плыву к центру в поисках холодной воды, не нахожу ее и поворачиваю за всеми. Может, потом удастся выплыть на сильное течение, но сейчас пока мой главный ориентир – середина красивейшего моста.

Кстати, многие из моих товарищей тоже не смогли найти холодную воду фарватера. Иногда нам удавалось проплывать через ледяные отрезки, но это было совсем недолго и нечасто. Но я решила, что раз я плыву через Босфор в первый раз, надо расслабиться и просто плыть в удовольствие. Поэтому мое удовольствие растянулось на один час и тридцать девять минут. Это очень долго, и я нахожусь в конце таблицы с результатами. Но зато я дольше, чем многие, была дома и смотрела на красивые берега, в воду и перед собой. Наблюдала за своими мыслями и эмоциями, сосредоточившись на гребке. Наверно, это и есть то медитативное состояние, в которое попадают бегуны и пловцы на длинные дистанции. В ушах плеск воды, перед глазами красота, в голове сосредоточенность и осознанность, а тело движется само собой. Иногда я чувствовала, что с меня сползает шапочка и останавливалась поправить ее. Иногда посматривала на соседей и пробовала с ними взаимодействовать. Кстати, вопреки уверениям старших товарищей в том, что сразу после старта все разгребутся по проливу, и я буду плыть одна, со мной рядом все время кто-то был. В первой трети минут 15 я плыла рядом с девушкой в ярком купальнике. Мы по очереди лидировали, позволяя друг другу плыть в своей волне. Но потом я остановилась поправить шапочку и отстала. Потом я пыталась обогнать одну пару. А уже перед самым финишем меня лихо обошел престарелый брассист. Престарелый. Обогнал. Брассом. Против течения. Надо учиться нормально плавать.

Photo 23.07.16, 13 44 12

Где-то в середине заплыва в мое медитативное состояние ворвалось воспоминание о том, что у меня новый купальник, чуть более открытый, чем тот, по которому я уже загорела. “Нужно ж сравнять загар!” – подумала я и подвернула купальник в области ягодиц. В общем, я совсем неправильно переплывала Босфор. Не надо брать с меня пример.

А под конец я вообще сделала роковую ошибку. На экскурсии нам указывали остров Галатасарай как ориентир. Показывали и говорили, что близко к нему подплывать нельзя. В голове застряло “150 метров”, а предшествовавшее этому “не менее” куда-то улетучилось. Поэтому я начала поворачивать, только увидев остров. И вот я плыву мимо острова, стараюсь, потому что чувствую, что вышла из течения. Гребу и посматриваю на флаги на берегу за островом. А флаги почему-то не движутся. Только минут через 10-15 я понимаю, что попала во встречное течение и теряю здесь время и силы. Останавливаюсь, оборачиваюсь и вижу, что все плывут намного левее меня. Ко мне подплыл коллега по заплыву. “Все в порядке?” – спросил он у меня по-английски. “Не в порядке, мужик. Нам с тобой налево надо”, – уже и не помню, на каком языке отвечаю и гребу налево в сторону фарватера. Доплыть до нормального течения мне так и не удалось: проплывающие мимо спасатели в лодке, увидев меня, активно замахали руками в сторону финиша. Пришлось возвращаться направо и продолжать работу.

Отрезок от острова Галатасарай до финиша – самый сложный и тяжелый. Говорят, что до него силы лучше беречь, потому что здесь они точно пригодятся. На этом отрезке много мусора, мало красоты и только одна мысль в голове: “Ну что же я к этому финишу-то не приближаюсь?!” А еще триумф. Финиш – перед глазами. Я – в воде Босфора. Вокруг меня – такие же безумцы, как я. И мы у цели. Только догрести немного, потянуть ноги, которые после финиша точно сведет судорогой (у меня всегда так) и отдаться эмоциям. Я выхожу на финишный понтон, целую свою шапку и улыбаюсь. Потом были смех, восторг, обнимашки, пир и целый коктейль эмоций. Я просто расслабилась и перестала наблюдать за собой со стороны, проживая каждую секунду в кайф. Поэтому воспоминания туманны.

После заплыва я лежу на кровати в прохладном гостиничном номере и слушаю плеск волн Босфора, который до сих пор звучит в голове. Я улыбаюсь и хочу оставить это счастье при себе как можно дольше. В комнате играет “Золушка” Алексея Архиповского, лиричная и немного грустная мелодия. Я достигла главной цели года и доказала себе, что могу вообще все. Но я грущу, потому что новую цель еще не поставила. И потому что до конца не осознала, что Босфор взят. Я осознаю это позже. А пока я говорю сама с собой: “Знаешь, что ты сегодня сделала? Ты переплыла Босфор”.

Photo 24.07.16, 20 08 35

 

А теперь благодарности, которые очень важны. Я благодарна своей семье, которая следила за моими приключениями, выслушивала мои рассказы о жизни в работе и плавании, верила в меня и восхищалась достижениями. Друзьям, клиентам и ученикам, которые не занимаются спортом, но хотя бы понимают мои причуды. Спортивным друзьям, которые понимают, верят и поддерживают (Илья, тебе за индивидуальные уроки в “Олимпийском”, Игорь и Дима, вам за командный дух и ваши мужские плечи). Вале Лебедевой, основательнице клуба “Кроль” за изящное возвращение меня в мир плавания. Школе I Love Swimming за команду, общение, тренировки, поддержку: Саше Шарову (ты знаешь, как я тебя люблю и как благодарна за все, но я скажу это еще), Мише Волкову (ты – моя звезда в мире брасса и юмора), Полине Кузнецовой (ты – самый позитивный в мире спортивный маркетолог). Я бесконечно благодарна лучшему в мире Тренеру Владимиру Евгеньевичу Смирнову за его профессионализм, понимание, индивидуальный подход и уместное битье по рукам. А еще я отправляю лучи благодарности, любви и радости всем участникам программы I Love Swimming “Я плыву в крутое лето”. Знакомство и общение с вами – лучшее, что со мной произошло в этом году. Ну да мы еще поплаваем вместе 🙂 Алексей, тебе персональное спасибо за то, что взял надо мной опеку в этой поездке и позволил показать тебе мой Стамбул.

И да, я продолжу плавать. В том числе, на открытой воде. Но об этом позже.

А вот так мы плыли

3 thoughts on “Переплыть Босфор – реально: часть 2

Leave a Reply

